18.09.2016 - Взлёт и падение XE | Август - Сентябрь '16
29 июля случилось то, что уже сейчас можно называть одним из главных событий в VC:MP этого года - XE, наконец, открылся.
Сервер, утративший популярность в начале 2014 года и фактически исчезнувший из мира VC:MP с выходом 0.4, вполне объективно признается лучшим сервером в истории VC:MP, а посему неудивительно, что на нём и его возрождении сосредоточено столько внимания. Разговоры вокруг "ревайва" с переменной интенсивностью шли с самого начала года, но только к лету облеклись в реальный результат в виде публичного бета-теста XE. Затем вновь почти два месяца тишины и, наконец, анонс открытия сервера 29го июля.
Указанным числом действительно свершилось большое событие: почти всё VC:MP сообщество пришло засвидетельствовать возрождение сервера, толки о котором шли более полугода. Шуруповерты, будучи ветеранами XE и, пожалуй, главными игроками последних лет существования сервера, не могли пропустить возрождение XE и вечером 29 июля законнектились к нему полным составом в половину шестого по Москве. На тот момент на сервере было чуть более 20 игроков.
Скрипт чуточку обновился по сравнению с бета-тестом: цвета команд стали более приближенными к оригинальному XE, а воллглитч стал вновь возможен. Также скорость отхила была заметно замедлена - приходилось стоять около минуты, дабы HP "накапал" с низких значений до 100. Все остальное осталось практически без изменений. Самое главное - отсутствовал /team. Главным нововведением стал Sea Sparrow, присутствоваший на сервере до 2012 года. Расположен он был в своём классическом месте и доступен каждому игроку без каких-либо ограничений.
Действие на сервере практически ничем не отличалось от того, что происходило на EC на протяжении последних месяцев. Толпы медиков, замес в даунтауне, безлимитный обезьянинг (RPG на ХЕ бесплатный, так что куча крыш в Downtown'e была оккупирована любителями кемперить с RPG), конвейеры (были поставлены на конвеер лох из MK, Милко и Феррари - ветеран конвейера). В общем, тотальная доминация медиков. Разумеется, медикам решили организовать сопротивление: в первый раз разрозненная кучка Томми что-то попыталась сделать, но была сметена менее чем за полчаса, а во-второй раз срыв дуелек на duel87 перерос в консолидацию команды Army и последующим двухчасовым кригом "толпа на толпу" на молле, который традиционно закончился в пользу медиков, а остатки вражеской команды были поставлены на конвейер.
По итогам первого дня медики стали самой результативной командой на XE: 5229 фрагов на момент выхода Шуруповертов спустя 6 часов игры. Согласно данным VC:MP Activity Monitor в день открытия на сервере суммарно было наиграно 1 неделя, 3 дня и 17.5 часов.
В общем, первый день возрождения удался в самом полном смысле этого слова. Впрочем, это было вполне закономерно с учетом той шумихи, которая предшествовала XE. Вопрос об успешности возрождения должен был найти свой ответ в течение первого месяца.
На форуме сервера также творилось оживление. Релиз XE в новом для сервера мультиплеере требовал пересмотра старых правил. Новые правила, как водится, были слизаны с правил EC и немного подкорректированы в соответствие с реалиями XE. Зачем-то разрешили печально известный no grass mod, убирающий кусты и растительность, потакая дегенеративной тенденции на использование и легализацию этого "мода" (вслед за LW и EC). Легализация мода мотивируется тем, что, дескать, со стороны невозможно установить факт использования. То, что по такой логике можно и wall-hack разрешать, это "легализаторов" не смущает. В этом одном правиле отразился уровень эволюции и понимания игры вцмп коммунити.
Как и полагается в VC:MP, в админы по факту открытия сервера ломанулось куча народу. В течение первой недели с момента открытия сервера было подано 17 заявок в админы, из которых 12 - в первые два дня после открытия. В заявках всё как обычно: все кандидаты просто обожают сервер, для всех он родной и все на нём учились играть, а теперь играют ежедневно по 5 часов. Нашелся даже индивид, который начал играть на XE годом ранее своего появления в VC:MP. Как это ни прискорбно, но в мире VC:MP администраторские полномочия - это статус, а не обязанность. Отсюда и отрицательный отбор и, как следствие, общая никчемность и бесползеность администраторских штатов серверов VC:MP, предел деятельности которых - раздача банов по репортам на форуме.
По результатом первого игрового дня на форуме появился тред Team Limit, инспирированный тотальным доминированием медиков на XE. Автор треда предложил ввести ограничение на количество игроков в одной команде. Медиков, дескать, много, надо балансировать их. Некоторые игроки поддержали предложение, но развития оно не получило. Саггест в очередной раз раскрывает всю суть неразивтого сообщества. Будучи неспособным выйти на уровень командной игры и сформировать адекватную контр-команду, ряд игроков стремится лимитировать командную игру, вводя на неё ограничения.
В последующие дни XE также имел неплохой онлайн (31 июля в сумме было наиграно неделя и шесть дней) в районе недели суммарного playtime. На сервере уверенно доминировали медики, а клан ON укреплял свою топ 1 позицию в числе самых активных кланов XE. Злые фанаты и прочие супостаты отстреливались и пополняли копилку фрагов команды медиков. Примечательных кригов не было, [ON]HunTinG сделал топ спри (160) на Sea Sparrow. Уже в первую неделю начались первые "провисания" онлайна: на севере оставались лишь медики и парочка жертв. В своё время так начинался MIAMI COPS. Скучающие медики исследовали Vice City на опустевшем сервере, катались на байках и охотились за редкими жертвами. Прям как в 2014...
6го августа состоялся, пожалуй, самый примечательный замес в VC:MP за последние несколько месяцев. Его можно окрестить как "Битва за СС": две противоброствующие команды (Медики и SWAT/FBI) схлестнулись в самой настоящей морской битве, пришедшейся на район спавна Sea Sparrow. Противоборствующие стороны занимали позиции на морских бунгало, рифах, использовали лодки, обстреливали место действия снайперскими винтовками с обоих побережий Vice City (доки и причал Кортеза) - все, ради того, чтобы завладеть вертолетом и установить свою гегемонию. В какое-то время акцент битвы смещался на причал Кортеза и подземную парковку. SS переходил из рук в руки в результате борьбы за него. В конечном счете команда SWAT/FBI сдала свои позиции и прекратила своё существование. За SS еще пытались бороться случайные нубы, которым оперативно был организован конвейер. Итогом битвы стал захваченный командой медиков Sea Sparrow и словестным поносом в чат от потерпевших поражение лузеров, боящихся заспавниться. Под конец дня 6го августа на RPG конвейер попал Трансформер, а скучающие медики продолжили исследование города на сдутом сервере. Это был последний день активной игры на XE автора новости.
Небольшое отступление от описания возрождения XE сервера. 30го июля - день спустя после открытия XE - канал #H&H отметил свой пятилетний юбилей.
10 августа стафф XE совершил ошибку, которая предопределила дальнейшую судьбу сервера. Ну или, во всяком случае, стала катализатором этой судьбы. [ON]HunTinG был забанен с формулировкой "acting leader of ON; no actions despite fully knowing what was going inside the clan", т.е. за то, что он лидер клана, объявленного non-grata. Отголоски самой большой истерии года дошли и до XE, правда, с некоторыми недоумениями. Во-первых, почему бан был выдан именно 10го числа, а не первого? Менеджер ответил, что "бан система была не отлажена, а приговор виновным из клана ON еще не был утвержден". Во-вторых, почему бан на 19 дней? Если мемберы ON получали бан из-за чит-драмы, то это был долгосрочный или вообще перманентный бан. При чем тут [ON]HunTinG, если было установлено, что он к истории с читами не имеет никакого отношения? Мы склонны считать, что этот бан был лишь символическим жестом и выражением солидарности с публичным мнением, ибо он был просто алогичен и не вписывался в концепцию возрождения XE, согласно которой "всё начинается с чистого листа". Понятно, что этот беспредел нельзя было оставить без ответа.
К десятому августа [ON]HunTinG был самым активным игроком сервера с суммарным playtime в 2.5 дня и среднем временем игры 5 часов в сутки. Клан ON также занимал первую строчку в числе самых активных кланов сервера - неделя и 3 дня суммарно наигранного времени со средним playtime на мембера в виде 2.5 часов (данные VC:MP Acitivty Monitor). Бан мембера WK, лидера ON и самого активного игрока XE не мог не остаться без последствий. Мемберы ON прекратили свою игру на сервере, а WK поддержали бойкот, выражая солидарность своему мемберу. В скором времени сервер опустел. К слову, падение онлайна начало наблюдаться уже к концу первой недели открытия сервера. Уход мемберов ON привел к тому, что сервер во-первых, лишился самых активных игроков, во-вторых, лишился тех, кто "поднимал" онлайн. Уже 14го числа на форуме появился тред Why is the server empty?, а параллельно - Ban [ON] Clan, в котором мемберы ON хохотали над текущим плееркаунтом сервера. На этом, пожалуй, и заканчивается история возрождения XE, ибо больше ничего примечательного не случалось, да и не могло случиться. Остается лишь подвести сухой итог в виде цифр: месячный (29.07-29.08) итог playtime и месячная статистика команд.
Почему?
Почему возрождение провалилось? Почему XE несмотря на всё своё колоссальное историческое значение так и не сумел набрать популярность? Всё VC:MP сообщество желало этот сервер и это возрождение, но как вышло так, что XE оказался никому не нужен? Анализируя перспективы "возрождения", мы указывали на два весомых фактора, которые сложились за двухлетнее отсутствие XE в VC-MP: установившаяся конъюнктура серверов VC:MP, в которой XE не играл никакой роли и естественная смена поколений игроков. В текущей реальности VC:MP XE начинал практически нуля за исключением той репутации, которую имел брэнд "XE". Здесь важно сделать уточнение, в ЧЬИХ глазах XE имел реноме. XE как сервер имел вес и репутацию только в глазах коммунити и, как следствие, в своем возрождении мог опираться только ту базу игроков, которую могло предоставить сообщество. Вот тут-то XE и напоролся на тот феномен сообщества, который выражается в существовании двух реальностей: игровой и вербальной. В вербальной реальности (форумы, IRC и т.д.) все сообщество просто жаждало возрождения сервера, исторгая кучу постов и графомании и с жаром обсуждая XE и грядущее возрождение сервера, который непременно вернет в игру кучу олд-скул геймеров и обрушит популярность других серверов. В игровой реальности все эти пустословы поиграли на сервере несколько дней, засветившись на "модной тусовке", и вновь вернулись в неактив. XE для них вышел из тренда. Целевая аудитория потеряла интерес, а на сервере остались лишь мемберы ON и немногочисленная кучка разрозненных игроков. Плееркаунт начал сходить на нет, а бан [ON]HunTinG'а стал катализатором, ускорившим процесс смерти новорожденного XE.
Со стаффа спрашивать нечего, ибо администраторская культура во всем VC:MP такова, что никаких задач и обязанностей перед администраторами не ставится, а администраторский штат есть просто номенклатура. Стаффу XE для популяризации сервера необходимо было эволюционировать из номенклатуры в полноценный администраторский штат, сознающий свою миссию и ответственность перед игроками и мультиплеером (а XE - это сервер исторического масштаба VC:MP), а также значимость постоянного присутствия на сервере игроков. Надеяться на эволюцию со стороны представителей коммунити, которое прекратило своё развитие и впало в стагнацию, было бы слишком оптимистичным. Поэтому вышло то, что должно было выйти при таких исходных данных. Возможно, будь стафф более рационален... Впрочем о какой рациональности можно говорить, если самый активный игрок, не нарушавший правила сервера и не использовавший читов, получает бан только за то, что он - лидер неугодного клана? То, что случилось с новым XE, стало закономерным итогом сложившихся факторов. И теперь, после двух с лишним лет и провалившейся попытки вернуть XE, можно с уверенность говорить: XE навсегда исчез из VC:MP, оставшись в его прошлом.

В самом конце июля - начале августа клан MK решил основательно заняться популяризацией CTF сервера. С этой целью чуть ли не весь активный состав клана периодически заходил на сервер, поднимая онлайн. Не совсем понятно, с чем связана такая активность вокруг сервера, время которого объективно прошло, но клан MK в этом деле несколько преуспел. Памятуя о том, с чего начилась реальная популярность сервера, MK решили сыграть клан вар против нубоклана с EC - CF (CF бросили вызов, MK его приняли). Матч обернулся позорным поражением MK 1-5 CF, и весь VC:MP увидел реальный уровень коммунити кланов. CF решили развить успех и бросили вызов клану VU. Клан VU - это те, которые проигрывают всё, везде и всегда. Поэтому они, чтобы в очередной раз не утверждать свою репутацию лузер-клана, в привычной для себя манере нашли повод не играть клан-матч. В итоге CF пришлось играть против SS, которые показали истинный уровень CF, порвав их 6-0 с разгромным счетом в каждом раунде. Интересно, насколько плохо нужно играть, чтобы умудриться проиграть эти нубам со счетом 1-5 или даже избегать играть против них? MK, впрочем, решили взять реванш, который закончился на счете 1-1, после которого MK решили "не тратить своё время". На этом кланматчи закончились, да и не слишком сильный интерес к CTF вновь вернулся на исходную позицию, изредка озаряемый всплесками онлайна.
25 августа открылся еще один сервер из прошлого - Sharks vs Marios. Конечно, до масштабов XE ему весьма далеко (сервер имел популярность только в узком кругу игроков коммунити), но его открытие полностью повторило сценарий XE. Популярный сервер из прошлого, на котором многие игроки (коммунити) хотели бы поиграть, спустя несколько лет открывается вновь, получает свой звёздный час, а затем выходит из моды к концу первой недели и окончательно скатывается в пустой сервер к концу второй. Все это, понятно, в масштабах соответствующих SvM, но с точным повторением сценария XE, с теми же самыми исходными: конъюнктура серверов, новые поколения игроков, реноме в глазах коммунити и коммунити-стафф. Откровенно говоря, мы бы и не стали упоминать об SvM, не последуй он сценарию XE и не будь он хорошей иллюстрацией "силы коммунити". Собственно, мы поиграли на сервере всего один день, за который UJIbU4 набил топ-спри. [ON]HunTinG первое время занимал топ 1 серввера, а сейчас лишь топ 2. Как бы то ни было, все это уже ничего не значит, ибо сервер пустует.
Мы в последнее время не слишком активны, а наши появления в игре стали нечастым событием. Единственный сервер, гейммод которого подходит нам концептуально (European City) в последнее время испытывает проблемы с онлайном, да и реальная жизнь мемберов WK не слишком располагает к ежедневной игре. В игре, впрочем, ничего особенно и не поменялось: на том же EC все те же криги и доминация медиков, с которой уже все смирились. Баланс популярности трёх крупных серверов VC:MP (VKs, EC и LW) сместился в пользу VKs, имеющим ежедневный playtime в 2 с небольшим недели и стабильный онлайн в 20+ игроков.