События и итоги 2019
Для нас это был год невысокой игровой активности. Несмотря на то, что формат еженедельной игры по субботам прочно вошёл в игровое расписание Шуруповёртов еще с прошлого года, само качество игрового действия за редким исключением снизилось. Во многом это обусловлено спонтанным исходом с
EC. Как-то так непроизвольно сложилось, что после новогодних праздников мы прекратили игру на указанном сервере. Не было никакой конкретной цели бойкотировать сервер и действия администрации, но дело обернулось молчаливым протестом по отношению к творившемуся на сервере беспорядку. Игру за пределами EC мы для себя нашли на ряде других серверов. Так, например,
CTF зимой/весной этого года обрёл новую жизнь и обеспечил нам целый ряд примечательных рейдов. Вполне предсказуемо сервер продержался в тренде всего три месяца (впрочем, невероятно большой срок для подобных гейммодов в VC:MP) и в апреле вновь обнулился. Временами мы поднимали его вновь, даже весьма примечательно, но осенью, насколько можно судить, этому пришёл конец. Подхалимство, интриги, предвзятость - ничего нового в этом нет, ибо встречается повсеместно в мирке VC:MP, который не лишён низких натур, - но потакание тому со стороны владельцев серверов суть не то, с чем мы хотели бы мириться. Помимо CTF наш досуг составляли
RTV,
PTP,
LCS. LCS по-прежнему остаётся самым передовым в скриптовом отношении сервером. И тем не менее он не может похвастаться популярностью по той простой причине, что не располагает к интенсивным сражениям. Добавить свободный выбор оружия, пару-тройку концептуальных функций XE/EC, и будет фундамент для хороших баталий. Ну а до тех пор LCS, увы, так и останется сервером для мотопробегов, тусовок, полётов на воздушном шаре и кудахтера.
Что касается VC:MP в целом, то 2019ый год стал годом оттока плееркаунта и опустения серверов. Оставленный нами EC, как нетрудно догадаться, заметно коллапсировал. Уменьшился онлайн на таких вроде бы популярных паблик-серверах как
LW и
VKs, ориентированных на нубов и новичков. Это прямое свидетельство тому, что сократился (если совсем не иссяк) приток новых геймеров в мультиплеер. Качество и насыщенность DM-экшена сократилось вместе с опустением EC, но спрос на интенсивные сражения никуда не делся. Благодаря этому в 2019 году новое дыхание обрели TDM-оринентированные round-based гейммоды: действие в них локализовано в рамках определённой арены, что позволяет поддерживать интенсивность экшена на приемлимом уровне даже с небольшим онлайном (а с большим вообще получаются солидные битвы). Как нетрудно догадаться, речь идёт о серверах вроде CTF, RTV, PTP. Главная проблема таких серверов (и гейммодов в целом) - нерегулярность онлайна. Сервер пустует большую часть времени и наполняется примерно раз в неделю всего на несколько часов. Но таковы реалии VC:MP. Хотя, казалось бы, парадокс: клановая система VC:MP сообщества мертва, кланвары не играются, игра на командном уровне в целом так и не эволючионировала, но TDM-сервера поймали свою минуту славы. Однако всё это понятно в силу вышесказанного: именно на таких серверах соотношение онлайна/экшена имеет наибольший КПД.
Глобальной проблемы мультиплеера это, впрочем, не снимает. К сожалению, количественное и качественное схлопывание VC:MP объективно и уже невозможно отрицать. Сервера пустеют, игровая активность падает, новичков всё меньше, а на арене одни и те же игроки. Налицо явный упадок мультиплеера, демонстрирующего нисходящую тенденцию уже не первый год.
К еще большему сожалению, в VC:MP попросту нет никакого стремления к сохранению игры как таковой. Нет проекта, нацеленного на сохранение имеющейся аудитории и поддержания игры в целом. О промоуте мы уже и не говорим: VC:MP никогда не имел достойного продвижения и усилий по его популяризации. А ведь следующим летом VC:MP исполняется 15 лет! Для любительского мультиплеера игры первой половины прошлого десятилетя это огромный срок. Своеобразный юбилей и в то же время веха. Веха важнейшая: вполне вероятно, что 2020ый год станет решающим для всего мульитплеера в целом. Если не случится кардинальных перемен к лучшему, то - кто знает? - возможно уже в 2021 году едва ли останутся сервера, пригодные к игре. Сама же игра, возможно, примет сессионных характер: в целом пустующие сервера будут временами наполняться игроками (вроде того, что было в нынешнем году с CTF/RTV/PTP и другими). Таким будет редкий и затухающий пульс playercount'а угасающего мультиплеера.
Но это в том случае (вероятном, но не непременном), если не появится того самого проекта по сохранению VC:MP и он не начнёт воплощаться в жизнь. Факт в том, что даже с учетом наличной аудитории с её качественным и количественным уровнем, мультиплеер может продолжать существовать годами. При грамотной организции плееркаунта и игрового процесса можно получить настолько увлекательную игру, что играющему и в голову не придёт мысль о том, что мультиплеер вырождается. И речь сейчас идёт не о каких-то утопических проектах с новыми уникальными гейммодами и скриптовой экзотикой, а о том геймплее, который наблюдался в VC:MP в самом недалёком прошлом. Это все реально, и всё для этого имеется в наличии: сервера, игроки, vision. Есть те, кто застал и ещё хорошо помнит славные времена VC:MP, они - носители культуры достойной игры. Не хватает лишь умов, которые могли бы собрать все составляющие воедино. Есть власть - нет способности, есть способность - нет понимания. Есть понимание - нет власти.
Повторимся: нет никакой необходимости создавать что-то новое. Нужен лишь ум - индивидуальный или коллективный - способный консолидировать имеющуюся аудиторию, дать ей любимую ими игру и возможность в неё играть. Нужна лишь сила, способная примирить и сплотить под своей эгидой оставшихся в наличии игроков, дать им игру, возбудить к ней интерес и не мешать наслаждаться ею в угоду своему эго. Это - приоритетнейшая и жизненно важная задача, от которой зависит будущая жизнь VC:MP.